ИСТОРИЯ ВСЕ ПОМНИТ

21.09.22г. в стенах Музея боевой славы ТОФ состоялось награждение ряда участников разминирования порта Читтагонг (Бангладеш). Этому событию в текущем году исполнилось 50 лет.

Молодое государство вело в то далекое время борьбу за независимость с Пакистаном. После победы Бангладеш столкнулось с другой угрозой – угрозой массового голода. Порт Читтагонг, главный поилец и кормилец страны, был разрушен, из 18 штатных причалов 12 были разбиты бомбами и артиллерией. Главный фарватер от Бенгальского залива до Читтагонга проходил по реке Карнапхули, на дне которой лежали более 40 судов, попавших под бомбежку или подорвавшихся на минах. Сам фарватер был щедро нашпигован минами, причем без каких-либо карт установки. Частенько мины попадали в сети рыбаков, которые, как правило, зачастую и не подозревали насколько опасны были безобидные с виду металлические шары – они попросту выбрасывали их из сетей. Один любопытный рыбак притащил мину домой и решил посмотреть, что там внутри ее. 10 хижин смело с лица земли, полтора десятка людей погибло, включая и любопытного рыбака.

Молодое государство нуждалось в помощи и поддержке. Желающие помочь были, но…за определенную мзду. Причем, на восстановление порта западные эксперты давали 5 лет, СССР – 2 года. Бескорыстную братскую помощь Бангладеш оказал лишь Советский Союз – на 17 специализированных кораблях  ТОФ в Читтагонг убыли специалисты по разминированию. Отряд был назван «экспедиция особого назначения» (ЭОН-12). Командовал ЭОН- 12 контр-адмирал С.Зуенко.

Работы велись в экстремальных условиях. Максимальная скорость течения, при которой водолаз мог работать под водой, составляла 4,5 км\час. Но Карнахули была более быстрой рекой – ее скорость была от 9 до 16 км\час. А еще у реки была одна особенность – моряки назвали ее «стоп-водой»: четыре раза в сутки река сначала приостанавливала течение, а затем разворачивала его в обратную сторону. Это явление продолжалось всего один час и именно это время старались максимально использовать водолазы. Это могло быть в любое время суток.

Всякий раз, когда водолазы выходили из реки и снимали комбинезоны, внутри обнаруживалось большое количество воды. Снаряжение тщательно проверялось, но никаких порывов обнаружено не было. Перед спуском под воду водолаза осматривали 11 врачей разного профиля и всегда взвешивали врачи-физиологи. Кому-то пришло в голову сделать анализ жидкости, обнаруживаемой в комбинезонах после выхода водолаза. Выяснилось, что это была не вода, а…человеческий пот! Каждый водолаз за один спуск в реку терял до двух килограммов веса.

Уже через три недели в порту 12 причалов могли принимать корабли. К августу 1972г. ширина безопасного фарватера была почти 5,6 км.

Автор этих строк в ту пору работал на т\х «Александр Вермишев» ДВМП. Судно доставило в Читтагонг безвозмездную помощь в виде пшеницы, которую СССР закупил в Канаде. Загрузились «под жвак», еле крышки трюмов закрыли. На подходе к порту судно подверглось облету самолетов США. Один из американцев с ревом прошел на своем штурмовике на уровне ходового мостика, на мгновенье повернув лицо в нашу сторону, летчик погрозил нам кулаком.

По прибытии на место встали на рейде – осадка «Вермишева» была больше глубин Карнахули. Зерно перебрасывали на баржи-перегрузчики, те уходили в Читтагонг, разгружались и возвращались снова к нам под борт. Через некоторое время осадка судна позволила ему уже самостоятельно последовать в порт. Настроение было то еще: вдоль одного борта торчали корма и сломанная мачта разбомбленного парохода, вдоль другого – подорвавшийся на донной мине затонувший «поляк», из воды торчали две мачты, часть надстройки и покосившаяся труба. И хоть мы и знали, что фарватер был тщательно протрален кораблями ТОФ, все таки как-то было не того…

К сожалению, разминирование не обошлось без потерь: в июле 1973г. вследствие нарушения техники безопасности погиб сварщик матрос Ю.Редькин. И по сей день в Читтагонге стоит памятник советскому матросу, погибшему при оказании братской помощи народу Бангладеш.

За 26 месяцев было поднято 26 затонувших судов суммарным водоизмещением 100 тыс. тонн. Поднятые и выставленные на берег суда бенгальцы порезали под мартеновский габарит и продали японцам за 10 млн. долларов.

В мае 1974г. экипаж плавкрана «Судоподъем-1» поднял на берег последнюю 300-тонную вырезанную секцию затонувшего на глубине 35 метров парохода «Сурма». Это было последнее судно, мешавшее нормальной работе порта. На этом советская «ЭОН-12» закончила судоподъемные работы по расчистке порта Читтагонг и 12.06.74г. на т\х «Хабаровск» убыла во Владивосток.

Новообразованная республика еще не имела своих наград, поэтому для командира «ЭОН-12» бенгальские умельцы отчеканили в единственном экземпляре медаль из чистого золота, для офицеров – из серебра, а для рядового состава медали были изготовлены из бронзы гребных винтов парохода «Сурма». Тропическая природа тоже своеобразно отметила самоотверженный труд советских моряков – у большинства членов «ЭОН-12»  к концу командировки, видимо, из-за местной воды выпали зубы.

И вот к 50-летию зачистки порта Читтагонг  ряд участников этого события  были награждены медалями Бангладеш, а во дворике Музея боевой славы ТОФ был высажен юный кедр в честь этого юбилея. Жаль только, что от консульства Бангладеш не нашлось свободного «…надцатого» секретаря поприсутствовать на мероприятии и сказать пару благодарственных слов в адрес моряков ТОФ.

 Текст и фото О.Матвеева