Памяти героя-подводника

Катышев Андрей Павлович родился 19 марта 1930 года в Алма-Ате Казахской ССР (ныне республика Казахстан). С 1944 по 1948 год воспитанник Бакинского, с 1947 года Калининградского военно-морского подготовительного училища. В ВМФ с 1948 года.

1948-1952 гг. курсант 2-го Балтийского высшего военно-морского училища. Сталинский стипендиат, член КПСС с 1951 года.

В 1952 году окончил минно-торпедный факультет 2-го Балтийского ВВМУ.

Прошёл все ступени службы офицера подводника. С 1952 по 1953 год командир торпедной группы минно-торпедной боевой части подводной лодки «Б-21» типа «Л» серии XIII Балтийского флота. С 1953 по 1955 год командир боевой части артиллерийской минно-торпедной подводных лодок «С-412» типа «Щ» серии X-бис и «С-178» проекта 613. В дальнейшем помощник командира подводной лодки «С-178» (1955-1956). Летом 1955 года подводная лодка «С-178» в составе экспедиции особого назначения перешла Северным морским путём на Краснознаменный Тихоокеанский флот.

С 1956 по 1959 год старший помощник командира подводной лодки «С-390» проекта 613 Тихоокеанского флота.

После окончания Высших специальных офицерских классов ВМФ в 1960 году А.П.Катышев назначается командиром подводной лодки «М-283» типа «М» серии XV Тихоокеанского флота. С 1961 по 1963 год командир подводной лодки проекта 613 «С – 293».

С августа 1963 года по сентябрь 1976 года А.П. Катышев проходил службу на атомных подводных лодках. В течение пяти лет (1963-1968) командовал атомной ракетной подводной лодкой «К-48» проекта 675 Тихоокеанского флота, которая в октябре 1967 года за достигнутые высокие показатели в боевой и политической подготовке была награждена памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, а её командир  орденом Ленина.

В дальнейшем, в течение трёх лет (1968-1971) А.П. Катышев командовал атомным ракетным подводным крейсером стратегического назначения «К-399» проекта 667А (головной корабль) 26-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота.

        Вспоминает вице-адмирал в отставке Приходько Б.Ф.:

«На конец 60-х пришелся бум строительства атомного флота, потребовались офицерские кадры и многим из нас предложили перейти на атомные лодки. Дал согласие на назначение на Тихоокеанский Флот на должность помощника командира головного атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения “К-399”. Особенность этого корабля была в том, что это был первый корабль этого класса, построенный на судостроительном заводе г. Комсомольск на Амуре. Экипаж был уже укомплектован, корабль спущен на воду и шли отладочные работы на достроечной базе “Восток” в г. Большой Камень. До выхода на ходовые испытания оставалось 2 месяца.

Прибыв в 72 отдельную бригаду строящихся и ремонтирующихся подводных лодок, представился командиру лодки – капитану 1 ранга Катышеву Андрею Павловичу. С ним раньше лично не приходилось сталкиваться, но на флоте о нем давно шла добрая молва. Едва ли единственный в Военно-Морском флоте подводник, командовавший четырьмя проектами ПЛ: малюткой, средней ПЛ пр. 613, атомной ПЛ с крылатыми ракетами пр. 675 и, наконец, новейшим ракетоносцем с баллистическими ракетами пр. 667а. Все корабли, которыми он командовал, в короткое время становились передовыми в Военно-Морском Флоте, награждались Почетными Знаменами Военного Совета ТОФ, Министра обороны, Верховного Совета СССР, ЦК КПСС. Служить под его началом считалось очень трудным, и некоторые офицеры по возможности старались избежать этой судьбы.

Встретил меня небольшого роста сухонький капитан 1 ранга с благожелательным пытливым взглядом немного раскосых черных глаз.  На кителе планка высшей награды — ордена Ленина.  Короткое знакомство и лаконичная постановка задач по наведению чистоты и порядка в казарме и на корабле, сдаче зачетов на самостоятельное управление подводной лодкой. Фразы короткие, четкие с акцентированным выговором каждой буквы. Такая форма общения сразу дисциплинировала и не требовала повторения указаний. Тем более, вскоре пришлось убедиться, что выполнение любого приказания будет проверено самым неожиданным образом.

Андрей Павлович был требователен прежде всего к себе – в любом месте (в море или на берегу), в любое время суток, подтянутый, в выглаженной форме, четко формулирует приказания. Никто никогда не видел его уставшим, сонным, раздраженным, хотя обстановка порой не позволяла смыкать глаза сутками.  Не выпивал, не курил, не употреблял бранных слов.

О нем можно написать целую книгу как об идеальном командире – подводнике. Даже день рождения Андрея Павловича 19 марта по знакам Зодиака приходится на созвездие РЫБ и является днём моряка-подводника России!  Дальнейшая служебная карьера привела его на самую высшую “рыбью” должность в одном из Управлений Генерального штаба ВС СССР, которое занималось акванавтами.

Но над ним тоже были начальники разные. Его самостоятельность, уверенность в себе, убежденность в правильности принятых решений нравилась не всем. Уже много позже, встречаясь в Москве и вспоминая совместную службу, Андрей Павлович поделился со мной “страшной тайной”: не очень умный начальник записал в одну из его служебных аттестаций как недостаток “жену любит больше, чем службу”!  Действительно, Андрей Павлович относился к семье трепетно и его супруга, одаренная и красивая женщина – Нинель Андреевна была ему верной спутницей во всех дальних гарнизонах, где базировались подводные лодки. Образец для многих и многих семей военных моряков!

Но при всем этом я, как самый компетентный свидетель убежден, что более ответственного и грамотного командира корабля в выполнении поставленных задач не было и, наверное, не скоро будет.
Один небольшой пример. Временно базируемся в бухте Павловского. Закончены заводские и ходовые Государственные испытания. Спланированы задачи боевой службы с дальнейшим переходом к постоянному месту базирования на Камчатке. Отработали базовую часть курсовых задач. Вышли в море на отработку курсовой задачи Л-2. Неделю отрабатываем различные маневры согласно Курсу. Однако непогода не позволила отработать расчеты по определению места по звездам с помощью секстана. Ошвартовались к пирсу и, как назло, тучи разошлись, появились звезды. Молодежь рвется к семьям в поселок, который находится в 15 километрах. Последний автобус на парах стоит неподалеку от пирса. Командир принимает решение – задачу штабу не будем предъявлять, пока не выполним положенный норматив определения места по звездам.  Автобус ждет у пирса…Все курсовые задачи в установленные сроки экипажем сданы на “отлично”!

За все время его командования подводными лодками не было ни единой аварии с потерей людей и невыполнения поставленных задач. Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота СССР С.Г.Горшков лично высоко ценил уникального подводника, назначая на высшие должности, но, к сожалению, не предоставляя ему возможности получить серьезное академическое образование.  Все обращения к нему он с серьезным видом резюмировал по-чапаевски – я тоже “академиев” не кончал (и это тоже правда). Кстати сказать, мне встречались еще талантливые флотоводцы, которым отсутствие большого образования не мешало успешно командовать даже флотом. Однако таких людей мало и, конечно, высшее военное образование необходимо.

     Вспоминает член экипажа «К-399» старший мичман Иванов Анатолий Николаевич:

Андрей Павлович запомнился всем экипажам. которыми он командовал. Всегда начинал  беседы со всеми офицерами и мичманами, вникал в проблемы каждого, особое внимание-становлению молодых офицеров.

Любил повторять: в море, находясь в центральном посту, на мостике, я должен четко представлять кто на что способен, особенно в экстремальных ситуациях. Только так я смогу принимать правильные решения.

Именно так и было в марте 1968 года, когда он принял головной атомный подводный ракетоносец. Начались заводские, ходовые, а затем и государственные испытания. Ответственность и нагрузки были огромными. Командир требовал от всех учиться у гражданских специалистов, которые строили и сдавали нам сложнейшую технику. Выявлять как можно больше недостатков и замечаний, чтобы устранить их еще на стадии сдачи лодки Военно-морскому флоту.

К изучению корабельных систем относился очень серьезно, всегда присутствовал на занятиях не только по устройству лодки, но и главной энергетической установки, постоянно делал пометки в записной книжке. Позже мы узнали, что такие записи ведутся им еще с начала службы на дизельных подводных лодках.

Благодаря такому ответственному отношению к делу и высоким организаторским способностям , государственные испытания новейшего атомного ракетоносца прошли успешно, хотя без экстремальных ситуаций не обошлось. Разбор проводил лично,  фиксируя каждый случай в свою рабочую тетрадь. Зато в море, при нештатной ситуации, уверенно принимал единственное наиболее оптимальное решение, что вызывало восхищение всего экипажа. Выводы из случившегося делал суровые, но всегда справедливые, которые запоминались на всю жизнь.

Мне часто приходилось видеть, как он обходил боевые посты лодки от носа до кормы, беседовал с каждым, кто находился на вахте, но никому поблажек не допускал. Не было дня, чтобы командир не проводил учения, тренировки по борьбе за живучесть, особое внимание – действиям личного состава в полной темноте, добиваясь выполнения положенных нормативов.

И это оправдало себя.

Так, при возвращении с очередной боевой службы торпедист первого отсека старший матрос А.Шохин, мгновенно облачившись в средства защиты, потушил пожар, возникший в трансформаторе гидроакустической системы «Керчь».

Традиционный девиз: «Знай оружие и технику лучше подчиненных», которым пользовался А.Катышев еще с дизельных подводных лодок, подавая личным примером неукоснительное выполнение всех требований боевых и повседневных расписаний».

В мае 1971 года А.П. Катышев был назначен заместителем командира дивизии атомных подводных лодок Камчатской военной флотилии, а в июле 1973 года командиром 26-й дивизии атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Будучи командиром дивизии, проводил в море по 270 суток в году, подготовил пять экипажей атомных подводных лодок, которые на «отлично» выполняли задачи боевой службы по защите морских рубежей СССР, воспитал плеяду подводников.

На этой должности Постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1974 года капитану 1 ранга А.П. Катышеву было присвоено воинское звание «контр-адмирал».

В мае 1977 года, после окончания Академических курсов офицерского состава Военно-морской академии имени А.А. Гречко, получил назначение на должность начальника Центра глубоководных исследований Министерства обороны СССР. Руководил разработкой, созданием и применением глубоководной техники.

За личное мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1979 года контр-адмирал А.П. Катышев удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Скончался А.П. Катышев в июле 2018 года.