ВРАГУ  НЕ  СДАЕТСЯ НАШ  ГОРДЫЙ  «ВАРЯГ»!  

   «Варяг» – бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901 – 1904гг. Свое название корабль получил от корвета «Варяг», входившего в состав Атлантической эскадры контр-адмирала С,Лесовского, посетившей в сентябре 1863г. США.

Крейсер был заложен в 1898г. в Филадельфии (США) на верфях «William Cramp and Sons» и 31.10.1899г. был спущен со стапелей верфи на воду. В 1900г. «Варяг» был передан ВМФ России, в 1901г. вступил в строй с местом базирования в Порт-Артуре под командованием капитана 1-го ранга В.Руднева, выходца из дворян Тульской губернии.

С начала 1904г. «Варяг» и канонерка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. Там же находились корабли Англии, Италии, Франции и США.

08.02.1904г. японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу (2 броненосных крейсера, 4 бронепалубных крейсера и 8 миноносцев) блокировали Чемульпо, прикрывая высадку морского десанта. Русские им не препятствовали.

09.02.1904г. командир «Варяга» капитан 1-го ранга В.Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов пополудни покинуть рейд Чемульпо, ставшего после высадки десанта военным трофеем японцев. В противном случае русские корабли будут атакованы эскадрой Уриу прямо на рейде Чемульпо.

На английском крейсере состоялось совещание командиров боевых кораблей Италии, Англии, Франции и России. Командир корабля США от совещания отказался. По итогам совещания в адрес Уриу был составлен протест, который доставили на крейсер «Нанива», но ответа от японского адмирала не последовало.

Просьба В.Руднева о сопровождении русских кораблей до границ территориальных вод Кореи была участниками совещания отклонена, так как в этом случае нарушался нейтралитет.

Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, хотя на тот момент по бортовому залпу японская эскадра имела преимущество перед «Варягом» и «Корейцем» в 3,9 раза – 1671 кг против 432 кг. Если же прорыв не удастся, то было решено взорвать корабли, дабы они не достались противнику.

09.02.1904г. в полдень оба русских корабля снялись с якорей  и взяли курс на выход из бухты. Команды были выстроены на верхних палубах кораблей и при прохождении мимо иностранных кораблей – нейтралов оркестр играл их национальные гимны. В ответ с бортов последних тоже звучала музыка и слышались крики «ура».

По выходу из бухты «Варяг» и «Кореец» подняли боевые флаги. Выход русских из бухты стал неожиданностью для японцев – Уриу считал, что оба корабля останутся в Чемульпо и это даст возможность атаковать их на рейде порта вечером торпедами с миноносцев.

Но японский адмирал оказался толковым командующим – им были просчитаны оба варианта боя с русскими – на рейде Чемульпо и на выходе из него. Уриу дал команду на экстренный перехват русских кораблей, времени выбирать якоря не было, потому были расклепаны якорьцепи. На мачтах кораблей Японии тоже были подняты боевые флаги.

Канонада морского сражения над водами Желтого моря грохотала в течении часа. Японцы сосредоточили практически весь огонь на «Варяге» – тихоходный «Кореец» с его устаревшими орудиями большой опасности для японцев не представлял.

Кстати, в этом бою надо отметить смекалку командира канонерки капитана 2-го ранга Г.Беляева – он приказал укоротить мачты своего корабля. Военная хитрость состояла в том, что японцы знали характеристики наших кораблей и дальность до канонерки дальномерщики «микадо» измеряли по высоте мачт, в силу чего снаряды японских кораблей благополучно перелетали над «Корейцем».

После того, как В.Руднев убедился, что противостоять двум русским кораблям против 14 вымпелов японцев задача невыполнимая, он увел «Варяга» и канонерку назад, в Чемульпо. Японцы их не преследовали.

Непосредственно в бою из команды крейсера погибли 1 офицер и 22 нижних чина. После боя в течение нескольких дней скончались еще 10 человек. Последним желанием умиравших была просьба похоронить их на родной земле – через 7 лет, в 1911г. их прах был доставлен во Владивосток и захоронен на Морском кладбище.

По возвращении кораблей в порт к борту «Варяга» стали прибывать шлюпки с «нейтралов» с врачами, которые стали перевозить к себе на борт «варяжцев»: итальянский крейсер Эльба» принял 176 человек, французский «Паскаль» – 216, английский «Талбот» – 273. Командир американского крейсера «Виксбург» отказался размещать у себя на борту моряков с «Варяга», не имея на то прямых указаний из Вашингтона.

По этому случаю французские газеты написали: «…вполне очевидно, что американский флот слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми живут все флоты других наций».

Не желая давать возможность японцам захватить «Варяга» и «Корейца» в Чемульпо как военный трофей, русская канонерка была взорвана, а «Варяг» был затоплен – вариант взрыва корабля был исключен в связи с возможным поражением осколками стоявших вблизи кораблей- «нейтралов».  Из-за малой глубиной на рейде Чемульпо «Варяг» коснулся грунта, завалился на левый борт и лег на дно Желтого моря. Позднее В.Рудневу предъявят претензии: почему не были выведены из строя перед затоплением котел, основное оборудование и вооружение?

В Россию экипажи обоих кораблей вернулись кружным путем. Согласно воспоминаниям штурмана «Варяга» Е.Беренса, возвращаясь в Россию, они полагали, что их ждет трибунал.

Но учитывая неудачное для России начало войны, царское правительство решило использовать сам факт боя с японцами в пропагандистских целях. В Одессе, Севастополе и в Санкт-Петербурге участникам боя были устроены торжественные встречи, причем в столице России – с участием императора Николая. Был накрыт шикарный стол, перед каждым стоял специально изготовленный по сему случаю столовый прибор – после приема едок имел право забрать его себе как памятный сувенир.

Все без исключения участники боя были награждены – офицеры, гражданские чины ( в т.ч. чиновники и врачи) обоих кораблей получили ордена Святого Георгия 4-й степени, нижние чины – знаки отличия Военного ордена 4-й степени и именные часы. Капитан 1-го ранга В.Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, чином флигель-адьютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строящегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». Все участники были награждены также специально учрежденной медалью «За бой Варяга» и «Корейца».

Такое массовое беспрецедентное награждение высшими наградами России всех членов экипажей (около 500 человек) вызвало в армии негативное впечатление.

Действия «Варяга» во время боя восхитили даже противника – после русско-японской войны японцы создали в Сеуле музей памяти героев «Варяга», а в 1907г. император Японии Мацухито пожаловал В.Рудневу орден «Восходящего солнца» 2-й степени (правда, Руднев впоследствии его не носил).

В 1905г. каперанг В.Руднев вышел в отставку с получением чина «контр-адмирал». Причиной отставки, говорят, был отказ Руднева принять меры дисциплинарного характера к революционно настроенным матросам своего экипажа.

07.07.1913г. контр-адмирал В.Руднев скончался и был похоронен в селе Савине Тульской губернии.

 

… «Варяг» был затоплен на мелководье. В том же феврале японцы приступили к обследованию крейсера. Водолазы обнаружили в помещениях «Варяга» штурманские карты, различные документы и схемы для служебного пользования, схемы корабля и его техническую документацию, что впоследствии очень помогло японцам при подъеме крейсера. Японцами была демонтирована большая часть палубной артиллерии, в т.ч. 10 орудий калибра 152мм, признанных пригодными для использования по назначению.

05.11.1905г. крейсер своим ходом дошел из Чемульпо в Сасебо и после ремонта вошел в состав ВМФ Японии под именем «Сойя» ( японское название пролива Лаперуза) как учебный корабль, пробыв в этой ипостаси почти 10 лет. По личному решению императора Японии Мацухито на его корме было оставлено название «Варягъ». Прибывавшим на борт кадетам командир «Сойя» перво-наперво объявлял, что они будут учиться на русском корабле, который сразился с целой эскадрой, а экипаж отказался сдаться в плен.

В 1916г. «Варяг» был выкуплен у Японии за 4 млн йен и 27.03.2016г. на нем был снова поднят Андреевский флаг. Крейсер был зачислен в Гвардейский экипаж и направлен на усиление Кольского отряда Северно-Ледовитого флота.

Незадолго до Февральской революции «Варяг» ушел в Англию, чтобы  на Ливерпульских доках пройти капитальный ремонт. Там он простоял с 1917 по 1920гг. – 300 тысяч английских фунтов так и не были выделены на его ремонт. В феврале 1920г., следуя на буксире через Ирландское море в Глазго, куда он был продан «на гвозди», крейсер попал в сильный шторм и сел на камни, снять откуда его потом не получилось. В 1925г. «Варяг» был частично разобран на месте, а оставшийся 127-метровый мертвый «кусок железа» был взорван.

«Кореец» настолько был изуродован взрывом в Чемульпо, что его просто продали на металлолом, предварительно сняв по одному орудию калибров 203мм, 152мм, 107мм и 37мм.

Интересный исторический факт: погибший при Чемульпо русский крейсер «Варяг» и выпустивший по нему 17 снарядов японский крейсер «Касаги» строились одновременно, стоя друг против друга на одной и той же верфи в Америке!

В 1954г. по случаю 50-летия подвига в бою при Чемульпо Главком ВМФ СССР Н.Кузнецов огласил приказ о присвоении имени «Варяг» строящемуся крейсеру пороекта 68-бис, но после прихода к власти Н.Хрущева все строящиеся артиллерийские крейсеры были отправлены в металлолом, в том числе и «Варяг». И только в 1965г. в состав ТОФ вошел ракетный крейсер «Варяг».

К 100-летию героического сражения в 2004г.  в бухте Чемульпо российской делегацией был установлен памятник «Варягу» и «Корейцу». На открытии мемориала присутствовал экипаж флагмана Тихоокеанского флота России гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

В 2012г. Россия попросила у Южной Кореи право на временное хранение (аренду) в течение 10 лет гюйса с «Варяга», являющегося дорогим музейным экспонатом г.Инчхон.

 

Австрийским поэтом Р.Грейнцем было написано стихотворное посвящение «Der “Waryag”. На русский перевод текста музыкант 12 Гренадерского Астраханского полка А.Турищев написал музыку. Впервые «Песня о «Варяге» прозвучала на торжественном приеме в Петербурге, устроенном императором Николаем  в честь экипажей «Варяга» и «Корейца».

Песня стала как бы гимном для русских людей, попавших в безвыходное положение, но не терявших до последнего присутствия духа.

Ее пели погибавшие матросы в октябре 1955г. внутри взорвавшегося и перевернувшегося в Севастополе линкора «Новороссийск». С ней уходили из жизни в феврале 1977г. посетители ресторана во время пожара в гостинице «Россия» – все эвакуационные выходы были отрезаны бушевавшим огнем. Под эту песню падала навечно в ледяные глубины Норвежского моря в апреле 1989г. горевшая «К-278 «Комсомолец».

 

… Во Владивостоке помнят о подвиге «Варяга».  09.02.20г. в честь 116-летия со дня его гибели торжественные мероприятия начались с построения на борту ГвРК «Варяг» его личного состава. В этот же день отмечалось 30-летие со дня подъема военно-морского флага на этом корабле. Под звуки Гимна РФ были подняты гвардейский Андреевский флаг крейсера и флаги расцвечивания.

У памятника на Братской могиле нижних чинов с погибшего  «Варяга» прошел митинг. Оценивая тот далекий бой, командир нынешнего крейсера «Варяг», капитан 1 ранга А.Ульяненко   сказал: «Примером доблести для всех поколений военных моряков служит тот факт, что моряки, сознававшие, что идут на верную смерть, не дрогнули, не отступили, не спустили своего флага и не сдались врагу!»

На митинге присутствовали моряки ГвРК «Варяг», корабли Приморской флотилии разнородных сил, ветераны флота, представители Владивостокского Морского собрания, юнармейцы, воспитанники детско-юношеской флотилии «Варяг», жители города. Под звуки военного оркестра были возложены цветы и венки к подножию монумента.

 Материал подготовлен О.Матвеевым,

фото с митинга- автора