«АНТАРКТИДА:  ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ…»

В МГУ им.адм.Г.И.Невельского недавно  прошел «круглый стол» в связи с  200-летием открытия Антарктиды российскими мореплавателями Беллинсгаузеном Ф.Ф. и Лазаревым М.П. в 1820-1821гг. и «Годом Антарктиды» в России.

Кроме курсантов, студентов и сотрудников университета на встрече присутствовали:

– известный ледовый капитан, орденоносец, «Почетный полярник СССР» Г.Антохин

– к.г.н., научный сотрудник ин-та географии ДВО РАН П.Белянин

– председатель приморского отделения ОДПФ, капитан 1 ранга Н.Минаков

– редактор «Новой газеты во Владивостоке» А.Островский

– нач.кафедры кораблевождения ТОВВМУ им.адм. С.О.Макарова, кап.1 ранга М.Сажаев

– д.т.н., профессор, действительный член РГО В.Веревкин

– к.т.н., профессор, действительный член РГО Л.Лысенко

– старшины Владивостокского Морского собрания О.Матвеев и А.Путятин.

Директор музея МГУ М.Каменева ознакомила присутствующих с основными эпизодами открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым. и сообщила, что 2020г. объявлен «Годом Антарктиды» в России.

200 лет назад антарктическая научная экспедиция в составе шлюпов «Восток» и «Мирный» обогнула Антарктиду, открыв ряд островов и  арктических объектов.

М.Каменева продемонстрировала осколок скального массива с одного из островов – судя по указанному осколку с вкраплениями морских ракушек массив был когда-то морским дном.

Во время «Круглого стола» были рассмотрены вопросы истории открытия Антарктиды, современного состояния антарктических станций России, их снабжения и жизнеобеспечения, мореплавания в тамошних морях и т.д. В ходе общения были продемонстрированы фрагменты документального фильма «Русская Антарктида XXI век».

Три известных парусника России, «Крузенштерн», «Седов» и владивостокская «Паллада»(под командованием старшины ВлМС, капитана дальнего плавания Н.Зорченко) совершают в этом году в честь 200-летия открытия Антарктиды кругосветный поход.

Начальник кафедры кораблевождения ТОВВМУ капитан 1 ранга М.Сажаев начал свое выступление с того, что дал пару минут курсанту ТОВВМУ, чтобы вручить курсанту МГУ памятный календарь в честь предстоящего 75-летия победы над фашизмом. Отличный подарок для курсантов СВФ Морского университета! МГУ в свою очередь передал ТОВВМУ книгу исторических очерков «Великие русские адмиралы».

М.Сажаев рассказал собравшимся о том, что в рамках «Года Антарктиды» два военных корабля России – «Адмирал Владимирский» и «Янтарь» проводят научные исследования в водах Антарктики. Цели экспедиции – изучение и анализ состояния гидрометеорологической обстановки в сложных климатических условиях в дальних морских зонах, проведение наблюдений за возникновением и развитием опасных явлений погоды и т.д.

Н.Минаков рассказал о том, что еще в 2012г. ОДПФ России провело Всероссийскую конференцию «Современное осмысление открытия Антарктиды и общенациональная работа по развитию российского присутствия на континенте». В 2018г. глава ОДПФ М.Ненашев обратился к Президенту РФ с рядом предложений по 200-летию открытия Антарктиды нашими соотечественниками. Кругосветная экспедиция парусников «Паруса мира» в составе вышеуказанных 3-х российских парусников – одно из предложений  ОДПФ уже реализовывается.

Очень интересно было выступление-воспоминания ледокольного мэтра Г.Антохина. Он рассказал в каких условиях работают сейчас 5 дрейфующих научных станций России, каковы условия плавания в арктических водах и чем они отличаются от арктических. В свое время, в 1985г., капитан Г.Антохин вызволял на ледоколе «Владивосток» из ледового плена зажатый льдами «Моря Росса» дизель-электроход «Михаил Сомов». При этом ледокол сам чуть не попал в ледовый плен – очень уж тяжелые были льды! Но помогло удивительное флотское везенье: ледовая разведка доложила, что в ледяном массиве вдруг обнаружилась трещина, которая прямехонько идет от ледокола к «Михаилу Сомову»! Оперативно пробили канал, обкололи застрявшее судно и также быстро ушли к чистой воде. Правда, бывший на борту в числе руководителей экспедиции А.Чилингаров все рвался провести у борта прямо на месте зажатия судна митинг, но тут уж Г.Антохину пришлось показать, «кто в доме хозяин» и популярно объяснить инициатору митинга, что второго такого подарка Антарктика не сделает и если не убраться немедленно с этого места, то митинговать потом можно будет то у борта одного судна, то у другого долго-долго – лед зажмет их качественно. «Скажите спасибо Антарктиде, что позволила нам войти и выйти без потерь!» Сам полярник, Чилингаров особо спорить не стал, подчинившись мнению ледокольных дел мастера.

В.Веревкин, сам ходивший когда-то в Антарктиду на китобойцах, добавил, что обычным судам в Антарктике делать нечего – это поле деятельности для дизель-электроходов.

Сегодня в Антарктике работает дизель-электроход «Василий Головнин» (FESCO), который был специально построен для обеспечения снабженческих операций в этом регионе. Практически вот уже 10 лет он является «кормильцем и поильцем» станций Аргентины, выигрывая тендеры на снабжение. Убедившись в надежности и в высоком профессионализме российских моряков, в 2019г. Индия зафрахтовала «Василия Головнина» для снабжения своих станций в Антарктиде.

В своем рассказе о рейсе в Антарктиду А.Островский вспомнил патриарха советского ледокольного флота ДВМП Н.Инюшкина, а Г.Антохин, близко знавший Николая Федоровича, с большим уважением говорил о его огромной преданности Арктике, Антарктике и ледоколам.

Кстати, Г.Антохин отметил, что в связи с коллективной  ответственностью международных станций  за экологию в Антарктиде, на ее просторах гораздо чище, нежели на нашем российском Севере. Правда, в последние годы Россия как бы опомнилась и стала наводить там порядок.

А еще с целью сохранения первозданности экологи и предотвращения какой-либо опасности заболеваний среди местной фауны согласно Международного «Договора об Антарктиде» сюда категорически запрещен ввоз каких-либо растений и животных, в том числе и собак. При этом в пользу последних не имел веса даже тот факт, что в свое время Р.Амундсен достиг Южного полюса именно благодаря собачьим упряжкам!

Содержание станций в Антарктиде – довольно дорогое удовольствие: доставка сюда только одного 20-футового контейнера с грузом обходится в 50 тыс. USD! Две недели тащит санный поезд цистерны с ГСМ для станции по просторам Антарктики. А ведь и самим мощным тягачам нужно топливо туда и обратно. Сильные морозы (до -60 град.) делают солярку в бочках сродни желе. Вот и не глушат трактористы дизеля, дабы потом не мучиться с запуском, увеличивая тем самым расход драгоценного дизтоплива.

Бельгийцы оснастили свою станцию ветряками и солнечными батареями. В Мак-Мерде построили было небольшую АЭС, но под давлением общественности закрыли и законсервировали.

Каждая страна на свой лад старается подчеркнуть свои приоритеты на ту или иную часть Антарктиды: Австралия, например, приантарктические территории красит в свой цвет, а Аргентина, посылая в свой сектор Антарктиды военнослужащих, приоритет отдает тем, кто женат и с условием родить там ребенка – в метриках у него будет записано «гражданин Антарктиды»!

Этот заповедный континент навсегда останется самым южным, самым холодным местом на Земле. Здесь дуют постоянно сильные обжигающие морозом ветра, отсутствует постоянное население, во льдах Антарктиды находится более 80% пресной воды всей планеты, через нее проходят все меридианы Земли. Согласно размещенной в этом репортаже фотографии указателя расстояний до разных городов (из архива автора этих строк) расстояние от этого места до Владивостока было 14248км, а до ближайшей сберкассы – 14247,35км!

Антарктида всегда была сурова к зимовщикам – малейшая оплошность стоила, как правило, жизни. Первым в далеком 1960г. ушел под лед 20-летний тракторист И.Хмара вместе с трактором и санями-волокушей. С Большой Земли в тот день парню пришла радиограмма о том, что он стал отцом. Всего на скалах Антарктиды захоронено порядка 70 зимовщиков. Но были и те, кто оставался здесь навеки по своей воле: известный капитан И.Ман, неоднократно ходивший на судах к берегам Антарктиды, просто не представлял себе жизни даже после смерти без этого негостеприимного континента – согласно завещания его прах перевезли из Москвы на о.Буромского возле станции «Мирный» и захоронили навечно в местных скалах.

…Закончилась встреча, сделано на память и «для истории» общее фото, курсанты что-то уточняли для себя у выступавших. Было о чем потолковать и двум старым ледокольщикам с «систер-шип» ледокольного флота: капитану ледокола «Владивосток» и автору этих строк, мотористу с ледокола «Ленинград».

И еще: не только исторические документы, фотографии и картины хранят память об Антарктиде – не остались в стороне финансисты, нумизматы и филателисты, выпустившие «в свет» в разное время подборки медалей, монет и почтовых марок, посвященных плаванию Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева и в знак почитания Ее Величества – Антарктиды. И это правильно!

 

Материал подготовлен О.Матвеевым.

 При этом были использованы информация ЦПВ ИЦ МГУ и личные архивы автора.