«БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ – БОЛЬШОЕ ПЛАВАНЬЕ…»

  28.01.20г. состоялось очередное заседание Владивостокского Морского собрания. На повестке дня рассматривались вопросы текущей деятельности собрания, отчеты по работе руководителей секций, награждение грамотами ВлМС  за активную деятельность Старшин собрания и т.д. Адмирал К.Сиденко зачитал ответ Глакомата ВМФ РФ на обращение ВлМС с просьбой присвоить одному из строящихся боевых кораблей наименование «Рюрик», которое носил один из броненосных крейсеров Владивостокского отряда.

…На рассвете 11.08.04г. Владивостокский отряд крейсеров («Громобой», «Россия» и «Рюрик») вышли в море под командованием контр-адмирала К.Иессена, дабы поддержать прорыв во Владивосток Порт-Артурской эскадры. Но Иессен не знал, что к тому времени потрепанные корабли порт-артурцев вернулись в Порт-Артур, а посему отряд крейсеров под его командой рано утром 14.08.04г. был перехвачен японцами в Корейском проливе в 40 милях от порта «Пусан».

Всей своей мощью японская эскадра навалилась на русский отряд. «Рюрик» в строю шел последним и именно на нем был сосредоточен огонь японских орудий. Сами получившие тяжелые повреждения «Россия» и «Громобой» стали отходить от места сражения на север, пытаясь заставить японцев броситься за ними в погоню, тем самым облегчив участь «Рюрика». Но японцы мертвой хваткой вцепились в израненный крейсер!

Оседающий в море кормой от полученных пробоин, окутанный паром из разбитых котлов, не имеющий хода «Рюрик» показался японцам легкой добычей – они видели его уже в качестве боевого трофея. Но оставшиеся в живых офицеры и матросы русского крейсера стояли насмерть и сдаваться не собирались. Когда замолкли орудия крейсера, он сделал отчаянную попытку протаранить один из японских кораблей, а в сторону японского крейсера «Идзумо» с борта «Рюрика» пошла торпеда.

Спешно отойдя от русского корабля, японцы вновь открыли орудийный огонь по нему. К концу боя против одного «Рюрика» было 14 боевых кораблей противника. После пятичасового боя крейсер каким-то чудом все еще держался наплаву.  Японцы вновь стали приближаться к столь желанной добыче. Но оставшийся в живых младший артиллерийский офицер лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны дабы избежать позора плена!

Командующий японской эскадрой адмирал Камимура, поняв, что капитуляции не будет, в ярости приказал добить русский корабль артогнем. В 10ч.40мин. утром 14.08.04г. русский броненосный крейсер «Рюрик» с Андреевским флагом на мачте и поднятым сигналом: «Погибаю, но не сдаюсь!» ушел на дно Корейского пролива. 204 члена экипажа погибли, 305 было ранено.

Историки по этому поводу писали: «Нужно было быть железными людьми, чтобы выдержать тот адский бой!»

Кстати, после войны с японцами 1904 – 1905гг в состав Балтийского флота вошел вновь построенный боевой корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» не было присвоено повторно ни одному кораблю ни при царе, ни при Сталине.

…Очевидно, значение подвига команды крейсера «Рюрик» было оценено по достоинству Главкоматом ВМФ России — было решено присвоить имя «Рюрик» шестому в серии строящихся атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. После ввода в строй ракетоносец отбудет к месту своего базирования – на Тихоокеанский флот.

Решение Главкомата Совет старшин ВлМС встретил бурными аплодисментами и криками «Ура!»

На этом же заседании адмирал К.Сиденко сообщил присутствующим Старшинам о своем новом назначении по службе с переездом в г.Москва и представил врио Председателя ВлМС  генерал-майора морской авиации ТОФ запаса В.Сафронова.

Конечно, была в расставании с Константином Семеновичем некая грустная нотка – не первый год знали адмирала Сиденко Старшины ВлМС: кто по службе, кто по общественным или по другим делам. Но и рады были за него – на действительной службе он стал единственным в истории современной России адмиралом, ставшим Командующим военным округом, да еще таким ответственным и огромным как Восточный ВО. Это ли не оценка его как военного специалиста?

А уже находясь в запасе, он вновь доказал, что его опыт и знания в своем деле достойны более высокой должности и более обширного «оперативного простора» в его работе. Результат – новое назначение с повышением.

Много было сказано Старшинами на прощанье адмиралу К.Сиденко теплых и искренних слов с пожеланиями здоровья, успехов и напоминанием о том, что все-таки портом приписки всей его жизни был и остается Владивосток.

А на бланке прощального посвящения Константину Семеновичу расписались все Старшины славного Владивостокского Морского собрания.

На память об этом событии остается фото, где стоят родоначальник нынешнего ВлМС вице-адмирал Б.Приходько, продолживший командование собранием адмирал К.Сиденко и нынешний врио Председателя ВлМС генерал-майор В.Сафронов. Правда, на этом снимке нет еще одного бывшего Председателя – контр-адмирала В.Буракова, отбывшего с заседания по делам службы.

…Что еще можно сказать в послесловии к вышесказанному? Пожалуй, только одно: «Так держать, адмирал Сиденко! Реверс на «Полный!» и не сбавляя оборотов – до следующей успешной точки поворота в Вашей судьбе!»

Текст и фото О.Матвеева