НАВЕЧНО С НАМИ!

07.10.19г. в МГУ им.адм. Г.И.Невельского  прошло знаменательное событие – открытие именных табличек с фамилиями корифеев университета, внесших огромный вклад в его становление и развитие.

Перед учебным корпусом №1 выстроились курсанты, студенты, сотрудники и ветераны вуза. После рапорта о готовности собравшихся к мероприятию ректор МГУ Д.В.Буров кратко поведал о заслугах начальника ВВМУ, ВВИМУ, а затем ДВВИМУ им.адм. Г.И.Невельского , д.т.н., профессора Анатолия Степановича Фролова.

Этот удивительный человек прошел славный путь от заурядного рязанского землемера до крупного ученого, доктора технических наук, орденоносца,

руководителя крупнейшего на Дальнем Востоке морского вузаУ- ВВИМУ – ДВВИМУ им. адм. Г.И.Невельского.

Закончив начальную школу и землеустроительный техникум, будущий профессор в течении 8 лет каждодневно отмерял деревянным аршином местные пашни, луга, выгоны и т.д. И откуда при этом у Анатолия вдруг появилась неудержимая страсть к «морям – океанам» да рекам, понятия никто не имеет! С 1931г. он уже работает техником-изыскателем на шлюзах Москвы-реки, а в 1932г. поступает на первый курс Одесского института водного транспорта. По окончании его молодой специалист и коммунист был направлен в Дальневосточное морское пароходство, где возглавил участок грузовых перевозок во Владивостокском торговом порту. В 1938г. во время Хасанских событий А.Фролов организовал круглосуточную четкую работу докеров по доставке к месту боев оружия, боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых. За эту работу он был награжден боевой медалью «За боевые заслуги». С начала Великой Отечественной войны Фролов забросал все мыслимые инстанции рапортами с просьбой отправить его на фронт, но ответ однозначно был один: «Фронт Фролова – Владивостокский порт!»

Его профессиональные качества, наработанный большой опыт грузовых операций, умение работать с людьми послужили поводом перемещения А.Фролова на должность зам. начальника порта, а затем зам.начальника морского пароходства Николаевска-на-Амуре, начальника Сахалинского морского пароходства, зам.начальника Главдальфлота по эксплуатации. Именно ему было доверено возглавить ВВМУ – стране требовались грамотные специалисты морского флота.

Новый начальник вуза вместе с преподавателями и курсантами работал на стройплощадках училища: в короткий срок выросли новые учебные корпуса,

общежития, бассейн, столовая, медсанчасть. Днем Анатолий Степанович читал лекции, проводил семинары, непременно участвовал в заседаниях парткома, профкома и комитета комсомола, принимал по разным вопросам преподавателей и курсантов, а по ночам писал научные статьи о передовом опыте комплексной организации работы флота и портов. Из его учеников вышло 7 кандидатов технических наук.

Признанный «профи» в морском деле, А.Фролов любил поэзию, особенно стихи С.Есенина, играл почти на всех музыкальных инструментах, написал музыку к почти 50-ти песням о Тихом океане, морской службе и при этом тосковал по родным местам. Будучи кандидатом в мастера спорта по шахматам, он организовал в своем вузе шахматный клуб, устраивая сеансы одновременной игры с курсантами и преподавателями. Был лично знаком с Б.Спасским, М.Ботвинником и Т.Петросяном.

За свой труд во время ВОВ А.С.Фролов был награжден орденом «Знак почета», а в мирное время – случай редкий! – двумя орденами «Трудового Красного знамени». Кроме этого, он был удостоен еще многих государственных и ведомственных наград.

Благодаря своим преподавательским и человеческим качествам Анатолий Степанович до сих пор памятен многим капитанам дальнего плавания, начальникам и главным инженерам крупнейших портов, министрам, которые называют ДВВИМУ своей «альма-матер», а в быту и между собой — «бурсой» и соответственно себя – «бурсаками».

Воспоминаниями об А.С.Фролове поделился В.М.Кононов, рассказав много интересных моментов из жизни бывшего начальника вуза, о запомнившихся чертах его характера, о его трепетном отношении ко всему, что входило в понятие «ДВВИМУ им.адм. Г.И.Невельского».

После открытия памятной доски старшина одной из курсантских рот попросил сфотографировать его на ее фоне на добрую память об одном из знаковых моментов его курсантской жизни «на потом».

Перед входом в учебный корпус №2 была тоже открыта памятная доска – на ней увековечено имя еще одной легенды Морского университета, профессора Меграбова Грайра Артемьевича.

Родившись на родине известного дагестанского коньяка в г.Кизляр, Г.Меграбов после службы в Красной Армии закончил Ленинградский «политех» и был направлен на работу на Владивостокский СРЗ. С той поры жизнь его была неразрывно связана с Владивостоком, ставшим отныне его второй Родиной.

Так получилось, что жизнь его разделилась на три исторические эпохи:  дореволюционную, советскую и перестроечную. Многие при такой ситуации, «держа нос по ветру», спешно перестраивались под изменившиеся требования новых времен, перекраивая свою сущность под что-то или под кого-то, порой переступая через самого себя, через свои принципы, становясь этаким «перевертышем». Многие были этим грешны, но это отнюдь не мешало им строить свои карьеры и обеспечивать житейское свое благополучие. Причем, это окружающими практически не осуждалось, а, наоборот, констатировалось с нескрываемой завистью: «Умеет же жить человек!» Но к Меграбову эти мерки категорически не подходили – не тот он был мужик!

В своей книге «Какими мне запомнились годы советской власти» он пишет: «…Я свое время вступил в партию потому, что видел самоотверженность коммунистов в 30-е и в 40-е годы, в эпоху подъема экономики и достижения победы над фашистской Германией».

Убежденный коммунист, человек редкостного ума и трудолюбия, удивительнейшей цельности и глубокой порядочности, требовательный, но в то же время чуткий педагог – таким он остался в памяти многих практиков и теоретиков судоремонта. У автора этих строк почетное место в личной библиотеке занимает учебник «Технология и организация судоремонта» с дарственной надписью автора, Г.А.Меграбова.  Этот подарок был результатом моей  защиты курсового проекта  по судоремонту, исходя из опыта работы судосборщиком на Петропавловск-Камчатском СРЗ.

Грайр Артемьевич… «Гравий Бетонович…» — так мы называли его в свое время, отдавая дань его житейским критериям, а также активному участию в строительных работах при создании городка ВВИМУ.

В системе ММФ Г.А.Меграбов отработал 54 года. Под его руководством был впервые в нашей стране начат выпуск инженеров-судоремонтников.

Его заслуги были оценены орденом Ленина, 9-ю медалями, бронзовой медалью ВДНХ СССР,знаками «Заслуженный работник транспорта РСФСР», «Почетный работник морского флота СССР», «Отличник высшей школы СССР»,грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР» и пр. наградами.

Перед открытием мемориальной доски перед присутствующими выступила дочь Г.А.Меграбова, профессор, д.т.н., почетный работник высшего профессионального образования РФ, Татьяна Грайровна Белейчева. Она поделилась своими воспоминаниями об отце, которого помнит, любит и уважает до сих пор.

После открытия доски присутствующим были вручены экземпляры книги Г.А.Меграбова. Многие, прочитав ее, узнают много познавательного для себя  о той эпохе, в которой довелось жить людям старшего поколения, из строк, написанных человеком-легендой из Морского университета.

Текст и фото О.Матвеева