…О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН

   18.08.18г. на нефтебазе г. Владивостоке отметили 73-ю годовщину короткого боя в далеком уже 1945 г. в небе над Первой Речкой, участниками которого были боевой расчет танкера «Таганрог» и прорвавшийся сквозь линии нашего ПВО японский самолет.

В указанный день в районе нефтебазы разгружался танкер «Таганрог». В 12:35 вахтенным краснофлотцем Росляковым был замечен приближающийся японский самолет – по таблице самолетов японских ВВС бомбардировщик «Кавасаки Кi-45 «Торю». В 12:36 по танкеру объявлена боевая тревога. В 12:42 по самолету был открыт огонь из судовых зениток «Эрликон». В 12:45 пикирующий на танкер самолет был сбит капитан-лейтенантом Ф.Бурмистровым. Очередь «Эрликона» разбила стекло кабины пилота и попала ему в лицо и в плечо. Сбитый самолет, падая, крылом порвал судовую антенну и упал по правому борту танкера в 15 метрах.

От взрыва бензобака самолета по воде разлилось топливо и загорелось, создав реальную угрозу стоявшему танкеру. Водой из пожарных шлангов удалось горящее пятно отогнать и, дав ход, отвести судно на безопасное расстояние.

Героем дня Ф.Бурмистрову удалось побыть не долго. Прибывший на борт в числе высокопоставленного начальства начальник ПВО ТОФ генерал-майор Суворов, понявший, что под угрозой его погоны и должность, а может и что большее, громогласно обвинял капитан-лейтенанта в уничтожении советского боевого самолета, волей случая пролетавшего в режимной зоне. Не мог, дескать, здесь появиться японский бомбардировщик и пролететь к нефтебазе незамеченным с других судов на рейде, а также постами службы СНиС и ВНОС. И не сносить бы Ф.Бурмистрову головы, но тогдашний командующий ТОФ адмирал И.Юмашев приказал водолазам обследовать место падения сбитого самолета. Через некоторое время водолазы подняли остатки пилотской кабины и тело японского летчика.

На следующий день о подвиге капитан-лейтенанта Ф.Бурмистрова и краснофлотца Рослякова была статья во флотской газете «Боевой вахте».

Что же могло произойти 18.08.45г., если бы краснофлотец Росляков был бы не столь бдителен и проморгал бы самолет или капитан-лейтенант промахнулся бы из зенитки? Минимально – потопленный вместе с танкером экипаж в 75 человек. Более – подрыв огромных нефтехранилищ нефтебазы и страшный пожар. Или таранный удар по железнодорожной станции.

За проявленную бдительность, меткость и сбитый самолет капитан-лейтенант Ф.Бурмистров был представлен к ордену Отечественной войны 2-й степени. Командующий ТОФ исправил представление на 1-ю степень.

Выпускник Кронштадского военно-морского училища, капитан 2 ранга  Ф.Бурмистров, выйдя  в отставку, работал завлабом на факультете военного обучения в МГУ им.адм. Г.И.Невельского. Пунктуальный, въедливый, педантичный до мелочей, требовательный по максимуму – так характеризовали его на новой службе. О своем подвиге и о наградах ветеран войны не распространялся.

Проработал Ф.бурмистров в Морском университете 15 лет и уволился в 1983г. по состоянию здоровья. Женат он был один раз и на всю жизнь. Детей у них с Ниной Ивановной не случилось. Жили они в маленькой «хрущевке», в центре Владивостока – на том доме сейчас есть мемориальная доска в память о нем.

Кстати, жили Бурмистровы на одной лестничной площадке с Героем Советского Союза М.Маликом.

Ушел из жизни Ф.Бурмистров 29.05.92г. Его Нина Ивановна пережила мужа на несколько лет. Скромный памятник на могиле Федора Ивановича в этом году сменился на более современный – с него наш ветеран, при всех своих наградах, внимательно смотрит на нас. А внизу, на горизонтальной могильной плите, последний полет того камикадзе и орден Отечественной войны 1 степени. Правда, на том, старом памятнике, надпись была другая: «Вечную память тебе храню. Жена».

…Присутствующие на митинге по случаю 73-й годовщины того боя говорили полагающиеся по этому случаю речи, хор «Детей войны» пел песни, ветераны и гости возложили цветы к памятнику погибшим в ВОВ работникам нефтебазы и фотографировались на память.

Материал подготовлен О.Матвеевым