ПРОЩАЙТЕ, ПЕВЕЦ ВОЛНЫ…

   Шиляев… Валерий Иванович Шиляев… Художник от Бога… Волшебник кисти и красок… Дальневосточный гений, воспевавший в своих картинах море…  Увы, с 14 ноября 2017г. говорить мы теперь будем об этом человеке в прошлом времени. В возрасте 69 лет, всего чуть-чуть не дотянув до 70-летия, он ушел после тяжелой болезни из жизни, ушел от друзей, родных и близких людей. Не ушел  и не уйдет он никогда  только от моря, от дорогой его сердцу стихии, которой он принадлежал каждой клеточкой своего существа, каждой струной своей души. Он незримо присутствует в каждой своей «марине», во всех морских сюжетах и в ставшем ему родным приморском поселке Преображение, и в картинной галерее Морского университета, и в музеях страны, и в частных собраниях в России, Польше, Южной Корее, Японии, США, Испании…

Живописец, график, маринист, известный далеко за пределами Дальнего Востока, Шиляев давно мог перебраться в какой-нибудь город и даже столицу России, но… тогда бы не стало его великолепных полотен, его уникальных художественных шедевров, ибо только в своем Преображении он мог творить. Только в этом поселке, пронизанном солеными морскими ветрами, там, где царил йодистый запах выброшенной на берег штормом ламинарии, а причудливые береговые скалы обрамляли изумительные бухточки, витала та неуловимая и невидимая удивительная аура, которая вдохновляла художника творить на полотне чудеса!

Родившись в сугубо континентальном селе Шаранга на Украине в семье военнослужащего, Валерий Шиляев о море имел смутное представление. Он закончил челябинское художественное училище, стал специалистом по художественной обработке металла, но… чувствовал, что это дело не его, не «забирает» оно его, не будоражит душу, не волнует сердце. Но однажды он увидел картины великого Айвазовского и был ошеломлен ими. Вот оно то, что так не доставало ищущей себя натуре! Валерий  «заболел» морем! Эта постоянно движущаяся во всем своем штилевом и штормовом великолепии стихия, ежесекундно менявшая облик, контуры, состояние, цветовую и световую гаммы, пленила, как оказалось, молодого художника на всю жизнь.

Скрупулезность, точность, максимальная достоверность изображения стали мерилом в его работе над картинами. «Пенители морей» -парусники, огромные плавбазы и танкера, юркие промысловые мотоботы, лобастые подводные лодки были выписаны с той тщательностью, которая вызывала искреннее восхищение щепетильных в отношении своего сословия моряков – военных, торговых, а так же рыбаков.

Главными темами для себя В.Шиляев определил историю военного флота России, исследование Дальнего Востока, русско-японскую войну, маяки Южного Приморья и пейзажи окрестностей дорогого сердцу Преображения. Что характерно, море В.Шиляев изображал без берегов – именно такая манера позволяла показать стихию во всей своей красе как в состоянии покоя, так и в стадии ревущего, грозного шторма.

Современники художника называют Шиляева «Приморским Айвазовским», но мне ближе мнение одного из почитателей таланта Валерия Ивановича: «… от Айвазовского его картины конечно же отличаются. Они более светлые, воздушные, менее контрастные. Очень интересна проработка корабельных конструкций и их подводных частей в штормовом море. Такого я у Айвазовского не видел.  На картины Шиляева хочется смотреть и смотреть. Спасибо ему!»

… Что ж! Господь Бог подвел черту под жизнью Валерия Ивановича. Но душа художника  как была, так и останется в его полотнах, где будет вечно жить ЕГО море!

В конце вечера, посвященного памяти В.И.Шиляева, почему-то осталось ощущение нереальности происходящего. Разум, конечно, все понимал как надо, а вот сердце и душа упирались и никак не хотели примириться с утратой. Все казалось, опять, как это неоднократно бывало, по окончании очередной выставки, Валерий Иванович сядет в свой «паджерик», мигнет прощально фарами и выведет машину с парковки ДОФ на дорогу. Дорогу, которая ведет в Преображение…

Текст и фото О.Матвеева