УРОКИ  МУЖЕСТВА  «СОЮЗА ПОДВОДНИКОВ  ТОФ»

   16.05.18г. в 09:00 от ДОФ ТОФ  выехали впервые по маршруту сразу трех школ  члены «Союза подводников ТОФ», включая автора этих строк. Цель поездки – проведение уроков мужества перед учащимися школ. Маршрут передвижения: Владивосток — ср.школа в Вольно-Надеждинске – ср.школа в Тавричанке – ср.школа в Раздольном – Владивосток. Плановое пребывание в каждой школе – 1,5 часа.

В Вольно-Надеждинске группу ветеранов встречал глава Надеждинского муниципального района А.Губарев. На коротком брифинге в своем кабинете он кратко ознакомил гостей со своим районом, рассказал о перспективах его развития, особо подчеркнул, что при официальной численности населения района в 39 тыс. человек фактически проживает на территории района жителей гораздо больше за счет «миграции» людей из городов – «тянет людей к земле, многие хотят обрести покой вдали от шума городского. И мы даем такую возможность людям, благо территория позволяет». Летом резкое увеличение населения носит сезонный характер за счет притока дачников. Но у некоторых не просто дачки, а полновесные дома, пригодные для круглогодичного здесь проживания, что их владельцы и делают.

Председатель «Союза подводников ТОФ» вице-адмирал А.Конев в свою очередь рассказал о «Союзе» и его назначении. Автора этих строк заинтересовали на рабочем столе А.Губарева  модели двух подводных лодок и сувенир в виде позолоченной боксерской перчатки. Оказалось, что А.Губарев в прошлом служил на лодках, а перчатка в память о боксерском прошлом главы района – он тренировался когда-то у тренера сборной ТОФ по боксу А.Коптева.

Первым делом ветераны посетили в ср.школе №1 два школьных музея. Я не оговорился, именно два: музей собственно школы и «музей моря».  В музее школы бережно хранятся пионерские форма и атрибутика пионерии советских лет, портреты работников школы – участников ВОВ. А фамилия авиационного стрелка-радиста А.Лиховидова, погибшего в воздушном бою в  августе 1944г. в небе Подмосковья, высечена первой на мемориальной доске у входа в школу. Музей очень помогает педагогам в патриотическом воспитании учащихся школы. И не только их – двери музея открыты для всех!

«Музей моря» поразил неплохой подборкой образцов морской живности и коллекцией раковин. Один из ветеранов, стоя у размещенной на стене морской черепахи, вспоминал как ловили матросы  ее сродственников в Аравийском море во время боевой службы на подводной лодке в тамошних краях, а другой не менее красочно рассказал как разжимали «подручными средствами» мощные створки тридакны, чтобы добраться до ее вкусного мяса. Живет это создание в водах Тихого океана, достигает длины до двух метров и веса до полутоны. Внутри этих моллюсков вырастают самые крупные жемчужины. Используются тридакны как строительный материал, как сырье для поделок и сувениров, а в не так уж далеком прошлом – как монеты. Представьте себе местный «рупь» таких размеров! Очень интересно рассказывала о музее его заведующая – чувствовалось ее трепетное отношение к нему. Мне она показала научный журнал, где была опубликована статья о рыбе «фугу» одного из ее питомцев, ученика 4-го класса этой школы Н.Мармилова. Что ж, возможно из этого парня вырастет в дальнейшем известный ученый-ихтиолог или океанолог.

После знакомства с музеями ветераны прибыли в зал, где их уже ожидали учащиеся. После взаимных приветствий вице-адмирал А.Конев рассказал присутствующим о подводных лодках, о суровых буднях подводников, о красоте Камчатки, где базируется большинство лодок атомного флота на Дальнем Востоке, о престижности службы на подводном флоте России.

Сменившие его ветераны-подводники рассказали о подводной лодке как боевом корабле, типах подлодок и их назначении, о сложнейших подледных переходах в северных широтах с одного флота на другой, о суровой, но интересной и почетной службе на подводном корабле, об условиях подводного быта и питании экипажа, отвечали на задаваемые вопросы. В конце встречи стороны обменялись сувенирами. Канал ОТВ в лице В.Ощенко взял короткое интервью у председателя «Союза подводников ТОФ» вице-адмирала А.Конева и ветераны двинулись далее по маршруту: график поджимал по времени.

Подъезжая к школе в Тавричанке, мы увидели группу педагогов во главе с директором, ожидавших нас на крыльце. Внутри школы уже были выстроены в две шеренги ученики школы. После приветственных слов мы прошли в актовый зал школы, где нас встретили аплодисментами собравшиеся педагоги и учащиеся. Возможно, такой теплый и искренний прием нашей группы заставил вдруг разволноваться каперанга В.Шишкина, обычно довольно сдержанного офицера, что было заметно во время его выступления перед ребятами.

В школе нет музея как такового. Есть просто уголок боевой славы Тавричанки в лице Героя Советского Союза В.Косова с памятной доской в его честь и описанием подвига солдата. Напротив актового зала прямо на подоконниках расположились разноразмерные кубки за первые места школы в различных мероприятиях. В конце встречи хозяева побаловали гостей песней, исполненной одной из учениц, и вручили цветы. От лица ветеранов вице-адмирал А.Конев вручил директору школы памятные сувениры.

При входе в школу в Раздольном на наше «Здравствуйте!» хлопчик, стоявший в карауле у двери, в очках и форме воспитанника ВДВ браво ответил: «Здравия желаю»! Вдоль коридора выстроилась шеренга юнармейцев со своим знаменем. В этом заведении чувствовалась тесная смычка между военными и учащимися.

Время общения с коллективом школы пролетело как-то быстро и незаметно. Вроде бы еще что-то надо было сказать, ответить на еще какие-то, явно имевшиеся вопросы ребят, но стрелка на циферблате часов председателя «Союза» неумолимо показывала, что лимит времени исчерпан, надо еще до пробок вернуться в город и вовремя отпустить водителя автобуса. Обменявшись сувенирами и сделав завершающий общий фотоснимок, группа тронулась в обратный путь.

Во время движения каждый высказал свои впечатления о поездке, оценил свое выступление и выступления коллег. Вице-адмирал А.Конев сделал ряд замечаний на будущее по ходу «разбора полетов». Но в конечном итоге ветераны пришли к выводу, что подобные вылазки нужны – надо больше рассказывать молодежи о наших вооруженных силах и не только о них. Нужно делать все, что в наших силах, чтобы она, наша молодежь, была патриотом страны, чтобы могла дать отпор любой нечисти как на словах, так и на деле.

Материал подготовил О.Матвеев