Историческая справка о династии кораблей с названиями  «Рюрик».

Имя легендарного норманнского конунга Рюрика, призванного в 862 г. на княжение в древний Новгород и заложившего основы российской государственности, в русском флоте носило несколько кораблей.

Первым в этом ряду был восьмипушечный бриг «Рюрик»,  который в 1815–1818 гг. совершил кругосветное плавание под командованием лейтенанта Отто Коцебу. В этом длительном плавании бригом были открыты 12 островов и атоллов в Тихом океане и залив Коцебу на Аляске, предпринята первая попытка прохода судна северо-западным путём из Тихого океана в Атлантический.

Второй «Рюрик». В 1852 г. на верфи в финском городе Або  был построен 4-х пушечный пароходофрегат «Рюрик», находившийся в составе российского военного флота до 1870 г.

Третий «Рюрик» — пароходофрегат, построенный также в Або, служил в Российском флоте с 1870 по 1890 гг.

Четвертый корабль — крейсер 1-го ранга «Рюрик» в веках прославивший  своё имя, спущен на воду на Балтийском заводе в 1892 г.  Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. он действовал в составе Владивостокского отряда крейсеров, который вошел в историю как единственное соединение, оставшееся непобежденным среди морских и сухопутных сил России, участвовавших в этой войне, и   нанес серьезный  урон  Японии,   действуя   на морских   коммуникациях   и в прибрежной  зоне противника. 

Утром 1 (14) августа 1904 г., следуя в Корейский пролив для встречи прорывавшейся из Порт-Артура 1-й Тихоокеанской эскадрой, отряд в составе крейсеров «Россия», «Громовой» и «Рюрик» вступил в бой с четырьмя броненосными и двумя легкими крейсерами японцев. В разгар боя «Рюрик», остался  наедине с шестью крейсерами  эскадры вице-адмирала Камимура (из них четыре  новейших броненосных крейсера), но  продолжал сражаться до последнего снаряда. Экипаж  мысли не допускал о сдаче врагу, несмотря на преобладающие силы противника.  Командование кораблём после выбытия из строя командира и двух вышестоящих  офицеров принял младший артиллерийский офицер  лейтенант К. Иванов. После того, как  корабль лишился  управления, а   последнее орудие вышло из строя, исчерпав возможности сопротивления, по приказу лейтенанта К. Иванова  на глазах у врага корабль был затоплен, не спустив Андреевский флаг.

В ходе пятичасового боя «Рюрик» получил тяжелые повреждения, из 763 членов  экипажа  погибли 204, включая командира корабля капитана 1 ранга Е. Трусова, сменившего его минного офицера лейтенанта Н. Зенилова и старшего офицера капитана 2 ранга Н. Хлодовского. 305 человек были ранены.     Корабельный священник – якут по национальности иеромонах Алексий (Оконешников) до последней минуты оказывал  помощь многочисленным раненым и сам подавал последние снаряды к корабельному орудию. Он описал действия экипажа словами:  «В совершении геройства далее этого идти уже некуда…”. Перед этим подвигом верности присяге и неукоснительного исполнения Морского Устава меркнет известный подвиг крейсера «Варяг».

     Спасшиеся  в бою  члены экипажа при нахождении в японском плену  отказались размещаться совместно со сдавшимися без боя экипажами кораблей контр-адмирала Небогатова.

Пятый «Рюрик».  В память о славном корабле и его отважном экипаже, до конца выполнившем свой воинский долг, имя «Рюрик» было присвоено  новому кораблю. Им стал броненосный крейсер, вошедший в состав Российского флота в июле 1909 г. Участие крейсера в качестве флагманского корабля командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. Эссена показало, что  «Рюрик» являлся самым мощной и боеспособной боевой единицей  русского флота. Корабль  проявил высокую живучесть и хорошие мореходные качества. После участия в «Ледовом походе Балтийского флота 1918 года» в октябре 1918 г. «Рюрик» сдали в Кронштадский порт на долговременное хранение. Снятые с корабля 203-мм башенные орудия были установлены на форте «Серая Лошадь» Кронштадтского Оборонительного района. Во время Великой Отечественной войны они использовались для обороны  Ораниенбаумского пятачка.

Моряки Российского флота не забыли славный корабль. На вечном хранении в 1-м зале Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге хранится серебряная закладная доска крейсера «Рюрик», также преподнесенная в 1907 г. фирмой «Виккерс» модель корабля, изготовленная в 1906 г. в Великобритании,   документация по постройке корабля и личные вещи некоторых членов экипажа.

В советском ВМФ присвоение кораблю имени первого русского князя было идеологически недопустимым и подвиг славного «Рюрика» не пропагандировался.   В Российском флоте предпринималась попытка исправления этой ошибки.  В конце 1990-х гг. на Калининградском заводе «Янтарь» предполагалась постройка серии из трех сторожевых кораблей проекта 12441 «Гром», разработанного ЦКБ «Алмаз»,  одному из которых планировалось  присвоить имя «Рюрик». Из-за отсутствия должного финансирования дальше закладки головного «Новика» в июле 1997 г. дело так и не пошло.

В настоящее время в соответствии с  судостроительной программой активно  ведется строительство новых кораблей. Хочется верить, что в возрождающийся  Флот России вновь войдет корабль, на борту которого будет сверкать золотом славное имя  «РЮРИК».

 

      Научный референт НП МПИЦ ТОФ «Искра»

      контр-адмирал в отставке     Н.Г. Москалев

     Директор НП МПИЦ ТОФ « Искра»  В.А. Карташев

      20.10.2017