ПРАЗДНИК МОРЯКОВ РОССИИ

Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля. Он установлен еще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года N 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».
Морской и речной транспорт — одна из ключевых отраслей экономики, и в этом большая заслуга многих поколений, посвятивших свою жизнь нелегкому морскому труду, навсегда связавших свою судьбу, судьбу своей семьи с реками и морями

   Датой создания Российского флота можно по праву считать (20) 30 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала Указ «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова», в котором постановила «морским судам быть». Принятие решения о создании Российского флота было поистине историческим, в результате его осуществления России была уготована судьба стать крупной морской державой.

В советской России основы управления водным транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены в июле 1924 года, когда было образовано акционерное общество «Совторгфлот», объединившее транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий, включая строительные. В годы Великой отечественной войны все 14 пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов и другие предприятия данной отрасли были мобилизованы на отпор врагу – за время войны по воде было перевезено более 100 млн. тонн грузов, около 14 тысяч тружеников моря получили боевые награды.
В 1960-е годы морской транспорт стал главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках. Грузовые и пассажирские линии и рейсы связали СССР со 130 странами на всех континентах. В 1970-1980-х годах были построены сотни специализированных судов и береговых комплексов, позволивших значительно усовершенствовать технологию перевозки и перевалки грузов. Советский флот стал партнером многих судовладельческих компаний мира и был принят в ряд международных организаций.
И хотя в 1990-е годы, в связи с распадом СССР, данная отрасль переживала сложный период, но ряд мер, предпринятых правительством страны в последующие годы, позволили преодолеть и этот кризис.

Водный транспорт России играет значительную роль, решая ответственные экономические и социальные задачи, обеспечивая потребности экономики государства в морских и речных перевозках, пополняя валютные запасы государства за счет экспорта транспортных услуг.
Мореплаватели всегда были славой России, и сейчас для них определяющими остаются такие понятия, как взаимовыручка и морское трудовое братство. Поэтому без моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, обеспечивающих деятельность морских и речных дорог России, немыслимо прошлое, настоящее и будущее нашей страны.

   День работников морского и речного флота Украины (укр. День працівників морського та річкового флоту України) отмечается на Украине ежегодно в первое воскресенье июля, согласно указу Президента Украины П. Порошенко от 12 июня 2015 года. Дата праздника на протяжении «новейшей» истории Украины неоднократно менялась.
Изначально свой праздник у украинских моряков появился в 1993 году, согласно указу первого президента Украины Л. Кравчука в июне 1993 года, как День работников морского и речного флота. В 2008 году указом  «О Дне флота Украины» Президент Украины В.Ющенко установил на Украине профессиональный праздник работников морского и речного флота и военнослужащих Военно-морских сил Вооруженных сил Украины — День флота Украины. Его решено было отмечать ежегодно в первое воскресенье июля.  В 2006 году уже В. Ющенко своим указом  выделил в отдельную дату праздник военнослужащих Военно-морского флота Украины. 30 декабря 2011 года президент Янукович отменил указ В.Ющенко и подписал другой указ, которым День флота Украины предписано было отмечать в последнее воскресенье июля. Но новый президент Украины Пётр Порошенко своим указом в 2015г. отменил указ Януковича и вернул празднование Дня работников морского и речного флота на первое воскресение июля.
На Украине насчитывается 18 морских торговых, 4 рыбных и 13 речных портов. Основные морские порты Украины: Ильичевск, Южный, Мариуполь, Одесса, Рени, Херсон, Николаев. Основная внутренняя речная магистраль — река Днепр.

В Беларуси отмечается День работников водного транспорта в первое воскресенье июля.
Виновников торжества в стране, правда, всего около трех тысяч, но, несмотря на малую численность, в экономике Беларуси отрасль в последнее время приобрела стратегическое значение. Связано это с тем, что ей отведена важная роль в выполнении двух масштабных задач: развитие внутреннего туризма и экспорт без посредников, подразумевающий в первую очередь самостоятельную перевозку грузов. Несмотря на то, что выхода к морю у республики нет, флотилии судов постоянно пересекают ее от края до края по рекам и каналам. Отрасль небольшая, но уникальная: белорусские водники сами проектируют, строят и эксплуатируют суда, на которых перевозятся массовые навалочные грузы. Ежегодный их объем составляет 1,7-2,0 миллиона тонн.

Этот день курсанты и руководство МГУ им.адм. Г.И.Невельского начали с торжественного построения на строевом плацу, а затем возложили венки и цветы к Памятнику морякам торгового флота, погибшим в годы ВОВ.  Для жителей Владивостока  2 июля Морской университет и администрация города приготовили сюрприз: на одной из главных улиц – на Океанском проспекте – их встречала преображенная скульптурная композиция «Моряк торгового флота». Любимый персонаж для фото на память – «Морячок» – был в этот день в тельняшке и приветствовал прохожих в центре города в День работников морского и речного флота, приглашая на празднование в Спортивную гавань –  там горожан  ждала обширная программа для взрослых и детей.

Над городским фонтаном под порывами налетавшего ветерка « гулял» на фоне настоящего летнего синего неба огромный воздушный змей в тельняшке и с логотипом Морского университета. На площадке вокруг фонтана проходили конкурсы по флажковому семафору, рисованию водой на асфальте, вязанию морских узлов, водной эстафете, перетягиванию каната, большой скакалке, поднятию гири, которые проводили курсанты МГУ.  Победители награждались призами с символикой морского вуза. А на концертной площадке симпатичные девушки демонстрировали наряды «под тельняшку».

Большой интерес взрослых и маленьких зрителей вызвали «мохнатые» участники шоу – собачки разных пород в изобретательных тельняшках, джинсах, юбочках. Праздничную программу  продолжили вокалисты эстрадного оркестра МГУ им. адм. Г.И.Невельского под управлением А.Якименко.

На акватории Амурского залива финишировали яхты  Чемпионата города Владивостока по парусному спорту, в котором активно участвовали яхтсмены Морского университета. Крейсерская яхта «Командор Беринг» и яхта при флагах расцвечивания «Стерх»  подошли к набережной Спортивной гавани,  красочно дополнив ее морской вид.

Туда же подошли гребные ялы МГУ. Курсанты, сойдя на берег, тоже приняли участие в конкурсах, особенно отличились в силовых упражнениях – поднятию гири, где и стали лидерами. Лучший результат показал курсант 25 роты судомеханического факультета Николай Белоусов, поднявший гирю в 16 кг 126 раз!

…Отовсюду слышался смех, визг малышни, громкая музыка. Кто-то подпевал вокалистам оркестра, кто-то танцевал, а кто-то просто сидел на лавочке и любовался всем эти праздничным «ералашем» в честь родного города – «города в тельняшке».

Материал подготовлен О.Матвеевым