С ПРИБЫТИЕМ, «ГЕННАДИЙ НЕВЕЛЬСКОЙ»!

16.04.2017г. во Владивосток из Хельсинки \Финляндия\ прибыло ледокольное судно «Геннадий Невельской»,
преодолев 12 тысяч морских миль. Из Владивостока судно проложит курс к месту своей работы – к берегам о.Сахалина. Ледокол пополнил ледокольный флот крупнейшей отечественной судоходной компании ПАО «Совкомфлот», став девятым судном компании, обслуживающим проект «Сахалин-2». Судну присвоено имя русского адмирала Г.И.Невельского, выдающегося мореплавателя, сыгравшего важную роль в освоении о.Сахалина и всего Дальнего Востока.
На сегодняшний день в рамках проекта «Сахалин-2» под управлением «Совкомфлота» работают три судна снабжения \ «SKF Endevour», «SKF Endurance», «SKF Enterprise»\, а также три нефтеналивных танкера челночного типа «Афрамакс» \ «Залив Анива», «Остров Сахалин» и «Губернатор Фархутдинов»\ в партнерстве с японской компанией NYK – два танкера-газовоза СПГ \ «Grand Aniva» и «Grand Elena»\. Все суда работают на условиях долгосрочных тайм-чартерных договоров с компанией «Сахалин Энерджи».


Ледокольное судно снабжения добывающих платформ «Геннадий Невельской» проекта Р-71014 построено на финской верфи ОСК – Arctech Helsinki Shipyard Оу \входит в состав российской «Объединенной судостроительной корпорации»\ по заказу «Совкомфлота». Проект 71014 является доработанной версией многофункциональных ледокольных судов снабжения «Витус Беринг» и «Алексей Чириков» \построены в 2012г. и в 2013г. соответственно\. Контрактная стоимость постройки «Геннадия Невельского» составила 100 млн евро. Кстати, когда-то со стапелей верфи «Arctech…» там же, в Хельсинки, сошел и транспорт «Байкал», на котором Г.И.Невельской совершил свои исследования в Амурской экспедиции.
По соглашению от апреля 2014г., по результатам международного тендера компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд. », предусмотрена 20-летняя эксплуатация одного многофункционального ледокольного судна снабжения добывающих платформ \ледовый класс Ice-15\ и трех судов обеспечения этих платформ с соответствующим ледовым классом для работы в рамках проекта «Сахалин-2».


Субподрядчиком по судостроительному контракту с финской верфью являлся Выборгский судостроительный завод. Судно построено с учетом лучших практик мировой судостроительной отрасли с применением самых высоких технологий и стандартов с максимальным учетом особенностей перспективы работы в суровых климатических условиях Севера.

Церемония закладки первой секции \весом 221 тн\ судна проекта Р-71014 с заводским №511 состоялась 17.12.2015г., спуск на воду – 20.06.2016г., 02.03.2017г. подписан приемный акт на судно \после успешного завершения испытаний\.
Проект Р-71014 серии данных ледокольных судов разработан конструкторским бюро Arctech.
Дедвейт – 3000 тн
Ледовый класс – Icebreaker Icе 15
Длина – 104,2 м
Ширина – 23,9 м
Осадка в грузу – 7,9 м
Скорость движения – 16 узлов
Общая мощность пропульсивной установки ВРК «Азипод» — 13 МВт \6 дизель-генераторов\.
Экипаж – 28 чел + 42 специалиста.
Судно управляется с помощью системы «Dynamic position-2», которая позволяет держать позицию судна без участия человека. Кроме того, имеются специальные «poll-reduction» танки, которые с помощью компьютерной программы заполнения и осушения их могут уменьшить амплитуду качки до 30%.
По традиции в киль судна при закладке в специальное отверстие участники церемонии на верфи положили монетки и плеснули праздничные «пять грамм» на удачу.

Основные функции «Геннадия Невельского» — круглогодичное обеспечение жизнедеятельности нефте- и газодобывающих платформ платформ в северо-восточной части Сахалинского шельфа \»Моликпак», «Пильтун- Астохское», «Лунское»\. Судно будет работать в условиях толстого дрейфующего льда, самостоятельно прокладывать путь по льду толщиной до 1,5 м и при температуре до -35 град.Цельсия.
Вспомогательные функции — ледокольные операции, сопровождение во льдах, дежурство у буровых платформ, включая аварийную эвакуацию и спасательные операции, борьба с пожарами, борьба с разливами нефти, водолазная поддержка, обеспечение операций с подводными управляемыми аппаратами, обеспечение взлетно-посадочных операций вертолетов.
«Геннадий Невельской» будет работать под российским флагом, портом его приписки стал Санкт-Петербург.
Следом за «Геннадием Невельским» будут построены еще три ледокольных снабженца для проекта «Сахалин-2», правда, чуть меньшего дедвейта – 2000 тн каждый, но при этом с более расширенными возможностями. Они будут названы в честь моряков, имена которых носят ведущие морские учебные заведения России – «Степан Макаров», «Федор Ушаков», Михаил Лазарев».
№512 – «Степан Макаров» заложен 04.02.2016г., спущен на воду 10.10.2016г., №513 – «Федор Ушаков» заложен 15.07.16г., №514 – «Михаил Лазарев» тоже заложен в 2016г.
Сдача этих трех судов планируется в 2017г. с разрывом в 3 месяца. Техническое наблюдение за строительством всех 4-х судов осуществляет «Российский морской регистр судоходства».
Всего на Сахалине предполагается со временем задействовать 10 ледокольных судов-снабженцев, что выведет «Совкомфлот» практически в крупнейшего оператора данной категории судов. При этом «Совкомфлот» не собирается ограничивать свою обслуживающую деятельность только рамками проекта «Сахалин-2» — в планах компании обслуживание нефтегазовых платформ в Баренцовом, Карском море, в Обской губе.
Важным событием при встрече судна было подписание 5-летнего соглашения между МГУ им. адм. Г.И. Невельского и ПАО «Совкомфлот», согласно которому на борту судна будет действовать совместный инновационный проект «Плавучая лаборатория», нацеленный на научно- технические исследования в области арктического судоходств в условиях экстремального ледового плавания и шельфовой добычи углеводородов, а также обеспечения практикой целевой группы курсантов, аспирантов, профессоров и преподавателей вуза. Свои подписи под документом поставили ректор С.А. Огай и заместитель руководителя подразделения ПАО «Совкомфлот» на Сахалине К.Ф. Дударев. Как отметил С.А. Огай, компания «Совкомфлот» является индустриальным партнером вуза, данное соглашение подписано в рамках долгосрочной программы сотрудничества, охватывающей различные проекты.

…Началом торжественных мероприятий, посвященных приходу «Геннадия Невельского», стало возложение венков и цветов к памятнику адмиралу Г.И.Невельскому на Светланской. Руководители ПАО «Совкомфлот» и МГУ им. адм. Г.И.Невельскогов в присутствии курсантской роты почетного караула отдали дань памяти прославленного морехода и исследователя. Стоявшие в п. Владивосток суда приветствовали этот момент продолжительными гудками. Торжественность момента подчеркнул полуденный залп пушек с Корабельной набережной.
На борту «Геннадия Невельского» присутствовало руководство компании «Совкомфлот», Морского университета, капитан п.Владивосток И.Глухов,

представители городской власти, православной церкви, прессы и различных общественных организаций.

В качестве почетного гостя на борт судна прибыл из Омска праправнук знаменитого адмирала А.Кукель-Краевский.


В ходе церемонии на судне был торжественно поднят государственный флаг России, проведен Пасхальный молебен.

Ректор МГУ им. адм. Г.И.Невельского С.Огай от имени коллектива университета передал экипажу судна историческую карту исследований Г.И.Невельского.

Председатель Приморского отделения РГО \ОИАК\ А.Буяков вручил капитану судна флаг РГО и подборку книг об адмирале Невельском. Директор издательства «Рубеж» А.Колесов подарил серию изданий об освоении Дальнего Востока. Тихоокеанская профорганизация моряков передала экипажу спортивный тренажер. Праздничному настроению экипажа и гостей содействовал эстрадный оркестр МГУ.
На очередном заседании ученого совета университета ректор МГУ С.Огай был награжден от лица «Российского географического общества» медалью «За верность присяге» за активную военно-патриотическую и воспитательную работу с молодежью.


За сохранение исторического наследия адмирала Г.И.Невельского его праправнук А.Кукель-Краевский был награжден памятным знаком «Г.И.Невельской» и ценным подарком.


Справка: А.Кукель-краевский – праправнук адмирала Г.И.Невельского по линии его дочери, Марии Геннадьевны Невельской \после замужества – Кукель\. Внук адмирала, Владимир Кукель-Краевский служил морским офицером. После революции возглавил советскую дипломатическую миссию в Афганистане \об условиях работы этого представительства в свое время рассказал фильм «Миссия в Кабуле»\. Позднее В.Кукель-Краевский создавал морские пограничные силы в Крыму и на Дальнем Востоке. В 1938г. он был бездоказательно обвинен в антисоветской деятельности и расстрелян в Хабаровске. Его сын, Н.Кукель-Краевский, родился в Кабуле. После ареста отца, несмотря на косые взгляды в его адрес как на «члена семьи врага народа», от отца не отрекся, за что был сослан в исправительные лагеря. В заключении получил специальность дизелиста. Не имея возможности \по понятным причинам\ получить высшее морское образование, пробился матросом-мотористом на подводные лодки ТОФ. Спустя некоторое время был уволен со службы по распоряжению адмирала Юмашева из-за происхождения. Во время войны служил в морской пехоте, был ранен. Его сын, А.Кукель-Краевский, праправнук адмирала Невельского, живет в Омске. После окончания соответствующего вуза 20 лет отдал милиции, дослужился до полковника. Имеет чин государственного советника юстиции РФ 1 класса. работает заместителем руководителя Федеральной службы судебных приставов по Омской области.

В строящемся на берегу Амурского залива учебно-тренажерном центре МГУ им. адм. Г.И.Невельского планируется в недалеком будущем готовить высококлассных специалистов и для Арктики. И кто знает, может быть уже сейчас, в учебной аудитории сидит на лекции парнишка в курсантской робе с пока еще не осознанной, но уже полыхнувшей в его душе тягой к неведомым горизонтам, к дальним плаваниям, к покорению мира «белого безмолвия», полного трудностей, загадок, озарений, разочарований. Но он уже выбрал для себя этот путь! Путь, который станет для него делом всей его жизни.
… Отгремели мелодии оркестра, спустились по трапу на причал гости, а «Геннадий Невельской», вытянув на палубу швартовые концы, величаво и неторопко пошел к выходу из бухты «Золотой Рог» курсом на Сахалин – туда, где его уже ждала работа. В добрый путь, адмирал!

О.Матвеев по материалам СМИ
и Центра информации МГУ