ДЕНЬ ПАМЯТИ ПОДВОДНИКОВ

 

ДЕНЬ  ПАМЯТИ  ПОДВОДНИКОВ

07.04.1989г.  в Норвежском море в результате пожара погибла ПЛАТ ВМФ СССР «К-278» «Комсомолец». И с той поры эта дата узаконена как «День памяти погибших подводников».

  • ПЛАТ «К-278» была АПЛ 3-го поколения, единственная лодка пр.685 «Плавник». Ей  принадлежит до сих пор абсолютный рекорд погружения в море среди ПЛ – 1027м.
  • По кодификации НАТО – «Mike». Скорость надводная \ подводная, узлов = 11 \ 31
  • Рабочая глубина погружении – 1000м, предельная глубина погружения – 1250м
  • Автономность – 180 суток, экипаж – 60 чел., из них 31 офицер
  • Водоизмещение надводное \ подводное = 5880тн \ 8500тн

Конструктивно АПЛ была двухкорпусной, одновальной. Из-за повышенной глубины погружения материалом прочного корпуса был выбран титановый сплав марки 48-Т.

АПЛ имела семь отсеков, второй и третий отсеки ограничивались поперечными переборками, рассчитанными на давление до 40 кгс\кв.см («отсеки-убежища» или «зона спасения»). Имелись системы воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения.

Для экстренного (20-30 сек) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь ПЛ забортной воды имелась система продувания балласта одной из цистерн ср. группы при помощи пороховых газогенераторов. Носовые горизонтальные рули – выдвижные. На лодке отказались от ТПУ и прочной рубки – вход в ПЛ осуществлялся через ВСК (всплывающую камеру). Все это позволяло свести к минимуму число отверстий в прочном корпусе.

На концах горизонтального оперения, в 2-х водонепроницаемых капсулах, находились резервные электродвигатели по 300 квт каждый, приводящие в движение винты. При помощи этих двигателей АПЛ могла развить скорость до 5 узлов.

«К-278» могла стрелять из своих 6 ТА обычными торпедами, ракето-торпедами и реактивными торпедами «Шквал». Причем, стрельба могла быть произведена на всех глубинах погружения.

 

 Такой видел в своем воображении «К-278»

  американский военный художник в журнале

«Soviet Military Power» 1984г.

 

ПЛАТ «К-278» пр.685 «Плавник», заводской номер 510, была заложена 22.04.1978г. на стапеле ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске, а 30.05.1983г. торжественно выведена из цеха. 03.06.1983г. была спущена на воду. С июля по август проходила швартовые испытания. В августе на лодке был поднят флаг ВМФ СССР, 28.12.1983г. «К-278» вступила в строй. 18.01.1984г. включена в состав 6 дивизии 1 флотилии ПЛ КСФ.

Лодка служила базой для экспериментов в области глубоководных погружений. В тоже время она несла и боевую службу, участвовала в противолодочном охранении РПКСН от ПЛ вероятного противника. В ту же 6-ю дивизию входили АПЛ с титановыми корпусами: «лодки-автоматы» пр.705 и многоцелевые АПЛ пр.945 и 945А. Всего выполнила три боевые службы. С июня 1985г. лодка вышла в первую линию и вошла в число кораблей постоянной боеготовности.

04.08.1985г. «К-278» под командованием капитана первого ранга Ю.Зеленского установила абсолютный рекорд глубины погружения – 1027м. При этом один из членов экипажа, оставшийся в живых, вспоминал, что в нижней точке погружения прочнейший титановый корпус ПЛ «обжимало» огромной массой воды с такой силой, что он уменьшался примерно на полметра! Скорость лодки достигала 55 км\час – на такой-то глубине! При всплытии на глубине 800 м из ТА были успешно выпущены болванки. На этой глубине ПЛ была недостижима для других ПЛ и прочих противолодочных средств и не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения.

31.01.1989г. «К-278» получила название «Комсомолец».

28.02.1989г. лодка вышла на 3-ю боевую службу со сменным 604-м экипажем под командованием кап. 1 ранга Е.Ванина.  Основной экипаж лодки остался на берегу.

07.04.1989г. «К-278» погибла на глубине 380 м при скорости 8 узлов. Первопричина – возгорание очага пожара в 11:03 предположительно на одном из участков электрооборудования. По тревоге, которая была объявлена всем спасательным силам авиации и флота, был задействован и экипаж «Ил-38» под командованием майора Г.Петроградского. На подготовку такой машины дается 1 час 20 мин, летчики справились за 49 мин, сняв при этом бортовое вооружение и установив на освободившихся местах сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры. Взлетев с аэродрома в 12:43, «Ил-38» в 14:40 обнаружил стоявшую без движения «К-278» с небольшим креном на ПБ. По ЛБ в районе 6-го и 7-го отсеков было обильное вспенивание воды. Из рубки тянулся хвост белого дыма. В 16:35 летчики заметили, что лодка вдруг стала оседать на корму. В 17:08 ПЛ затонула на глубине 1658 м. В результате катастрофы из 69 членов экипажа 42 погибло, 27 выжило.

Официальная версия гибели лодки: в результате пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. При этом командование ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и строителей «К-278», а те, в свою очередь, обвиняли в технической и эксплуатационной безграмотности экипаж.

Были написаны тома исследований, уйма графиков и диаграмм, но… Проскочила как-то информация, что поднять лодку нет ни финансовой, ни технической возможности. К тому же, дескать, корпус сильно растрескался и есть опасение, что при попытке подъема 6000 тн титана просто рассыплются на куски. А там «подоспел» в августе 2000г. «Курск», затем в сентябре 2003г. «К-159», в ноябре 2008г. – «Нерпа». И как-то «Комсомолец» ушел в тень. Правда, хотели соорудить в носовой части этакий саркофаг, чтобы заблокировать распространение утечки радиоактивности из ТА, но потом закачали в проломы и трещины в корпусе специальные сорбенты для поглощения выделяющейся радиации. На том дело и затихло…

12.05.1989г. Президиум Верховного Совета СССР наградил всех членов экипажа ПЛАТ «К-278» орденом Красного Знамени.

И еще… в район гибели лодки в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 – 1998гг. было проведено семь экспедиций. Была установлена измерительная и записывающая аппаратура, а также загерметизированы ТА, в которых находились торпеды с ядерными головками с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998г. было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, остались только аккуратно отстыкованные якоря. Скорее всего аппаратура была снята или срезана посторонними подводными аппаратами или с помощью необитаемых телеуправляемых роботов.

…07.04.2017г. старшины Владивостокского Морского собрания во главе с его председателем адмиралом К.Сиденко, представители Владивостокского филиала нахимовского училища и ТОВВМУ им. С.О.Макарова возложили венок и цветы к памятнику воспитанникам училища, погибшим в море в годы войны и в мирное время. Кстати, в этот день капитан 1 ранга М.Сажаев, начальник кафедры кораблевождения ТОВВМУ, был награжден медалью «За воинскую доблесть» 1-й степени – Михаил Иванович еще в 2008г. издал книгу памяти о погибших подводниках ТОФ, продолжая дорабатывать свой труд и в наше время. И эта награда – свидетельство признания его как флотского историка.



В тот же день в малом зале ДОФ г. Владивостока прошла презентация книги представителя Санкт-Петербургского музея истории подводных сил России им. А.И.Маринеско, историка Ю.Ведерникова «В глубинах вод. Погибшие подводные лодки России». О моряках-подводниках в холле ДОФ рассказывали несколько стендов с фото из жизни флота, морпехов и морской авиации. Воспитанники Православной гимназии г.Владивостока были прочитаны стихи разных авторов. Перед началом презентации присутствующие почтили память ушедших в вечность подводников минутой молчания.

                                                                                                     

                                                                                                          Текст и фото О.Матвеева